?

Log in

про "Хоббита" - Сны Арды - рисунки к книгам и квэнтам [entries|archive|friends|userinfo]
Сны Арды - рисунки к книгам и квэнтам

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| [Легенды Северной Летописи] [Сильмариллион] [глюки и квэнты] [ищем решения] [информация] [карикатуры] [Властелин Колец] ]

про "Хоббита" [Jan. 24th, 2013|11:36 am]
Сны Арды - рисунки к книгам и квэнтам

ardolore

[_warbear_]
[Current Location |не здесь]
[mood |highhigh]
[music |Вторая Тема Айнур]

Originally posted by _warbear_ at по поводу "Хоббита".

Когда-то давно я нарисовал орка.

55.50 КБ

По-моему, неплохо получилось.
Вот эльдар мне никогда не удавались. Сколько ни пытался нарисовать, получались просто люди с изящными носами и большими глазами. Художники Питера Джексона пошли по более простому пути и приделали агенту Смиту острые уши. Вроде ничего так, народ остался доволен. Ну у него, вообще, фильмы получились красочные, батальные сцены – захватывающие, только от Толкиена в них ничего не осталось.


Во-первых, в Средиземье нет денег. То есть, номинально они там есть, есть богатые и есть бедные, но... кто-нибудь из вас знает, как называется средиземская валюта? Сколько стоит кружка пива в "Гарцующем пони"? Сколько получал в месяц Сэм Гэмджи за свою работу и каков был годовой доход владельцев Бэг-энда под Холмом? Любые денежные отношения у Толкиена на заднем плане. Мы понятия не имеем о том, каков там был средний уровень жизни и где проходила черта бедности. Именно поэтому сцена, в которой Гэндальф получает от гномов кошелёк с выигрышем, у Толкиена просто невозможна.

Денег там нет. Зато есть сокровища. Вот только среди этих сокровищ монеты вообще не упоминаются. Драгоценные камни, ожерелья, кубки, богато украшенное оружие – да, но это всё вещи, предназначенные для непосредственного использования, как митрилловая кольчуга, или для любования, но никак не на продажу. У них может быть высокая ценность, но нет цены. Про дракона, воплощение алчности, Толкиен пишет, что тот за всю жизнь не попользуется даже самым маленьким колечком. Про центы, пенни или шиллинги и речи нет. Мы понятия не имеем, как там устроено общество, но это явно не всем надоевший капитализм.

Во-вторых, никакого секса. Есть любовь, есть семья (и того, и другого очень немного). Секса нет. Ни единого намёка. Прекрасная женщина у Толкиена – это чистая красота сама по себе.

Именно отсутствие корысти и блуда притягивают к книгам Толкиена. И ещё то, что несмотря на чёткое разделение на чёрное и белое, персонажи у него удивительно живые.
Неправда, что им не свойственны внутренние конфликты, муки выбора. Но это всегда честный выбор между долгом и эгоизмом, добром и злом: персонаж в любом случае знает, что хорошо и что плохо – и никаких экзистенциальных терзаний, выбора из двух зол; там всегда понятно, на какой стороне правда, однако человеку может не хватить внутренней силы, чтобы правде следовать. Единственный персонаж, который лжёт самому себе, это Горлум, он уникум. В остальном – Средиземью не известно разорванное состояние человеческого духа, оставшегося без почвы под ногами, здесь у каждого есть свой нравственный стержень. Даже у орка.
Это совершенно иная психология целостного человека, состояние, утраченное давным-давно, состояние, в которое тянет вернуться. То, что православные христиане назвают целомудрием. Мир Толкиена формально никак не согласуется с христианской догматикой, однако весь построен на христианской системе ценностей.

Как только чёткое деление на добро и зло заканчивается, этот мир перестаёт существовать. Толкиен начинал писать роман "Новая тень", но работа остановилась после того, как выяснилось, что гондорские мальчишки могут играть в орков и устраивать акты вандализма; это наш мир, а от Средиземья в нём одно название.

А то, что получилось у Питера Джексона – это просто усреднённый такой фэнтезийный боевичок + 5 секунд Камбербэтча.


Ну и да, как и Колобок, я не помню, где там помирает ёжик..
linkReply

Comments:
[User Picture]From: yavelda
2013-01-24 08:21 am (UTC)
Спасибо за этот пост. Огромное спасибо. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _warbear_
2013-01-24 08:31 am (UTC)
Не за что:)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: village_elder
2013-01-24 09:38 am (UTC)
Вообще-то деньги у Толкина иногда упоминаются - чаще всего, конечно, когда речь идет о хоббитах, реже - о других расах (кроме эльфов). В «Хоббите» сказано, что отец Бильбо построил прекрасную нору для своей жены «частью на ее деньги» ((partly with her money). В пещере троллей стояли горшки, полные золотых монет (pots full of gold coins). Во «Властелине Колец» сказано, что, отправляясь в путешествие, Фродо взял с собой только немного денег (only a little money). Хоббиты поговаривали, что, продав свою нору, Фродо собирается в дальнейшем жить на доход, полученный от продажи (on the proceeds of the sale). Билл Ферни запросил за своего пони 12 серебряных пенни, и это было в три раза больше, чем обычная цена пони в тех краях (twelve silver pennies; and that was indeed at least three times the pony's value in those parts). Можно привести еще примеры.
Джексона я не смотрел, но про «фэнтезийный боевичок» с вами вполне согласен.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fravento
2013-01-24 12:44 pm (UTC)
О, отличная тема затронута, спасибо за триггер)
Несколько соображений. То, что у Толкиена не затронута тема секса и почти не затронута тема денег - это не значит, что в его мирах этого нет. Там много чего нет - оно просто, условно говоря, в кадр не попало. Там мало про экономику, образование - но за этим к Еськову. Толкиен просто не про это и не для этого.
Лично у меня к "Хоббиту" Джексона куда больше претензий, чем к "Властелину" Джексона - и самым главным пороком нового блокбастера я считаю грех против логики создания произведений и их внутренней архитектуры. "Хоббит" вышел на английском в 1937-м, "Властелин" много позже, а "Сильмариллион" при жизни Толкиена не вышел вовсе. И в "Хоббите" есть вещи, которые в "Сильме" только будут прописаны, объяснены, связаны с остальной логикой мира. Нет и не может быть в "Хоббите" никаких моргульских клинков, никакой Галадриэли и никакого Сарумана, и вводить их в фильм - это с моей точки зрения грех, и довольно серьезный. Но что поделать, если такова последовательность снятия фильмов...
Что же до эльфийской внешности, то я о ней усиленно думаю. В фильме - да, эльфы это Орландо Блум и Агент Смит с ушами, которых все _с_первого_взгляда_и_безошибочно_ распознают как эльфов. Та же штука, скажем, в "Черной Книге" - там есть несколько сцен, когда эльфов путают с орками, а то и с людьми (подчас сами эльфы - зачеркнуто). Где-то близко к описанию внешности эльфа (если не считать всякой ирландщины с мелкими носатыми уродцами и эльфов-домовиков) подошел Пратчетт в "Дамах и господах" - правда, у него эльфы очень уж как будто бы из "Аватара"))
Не знаю, как их изображать, но уж точно не просто как людей-с-ушами - что-то в их внешности явно было такого, что ни у кого из персонажей канона не возникало сомнений в видовой принадлежности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _firiel_
2013-01-24 05:28 pm (UTC)
"Нет и не может быть в "Хоббите" никаких моргульских клинков, никакой Галадриэли и никакого Сарумана, и вводить их в фильм - это с моей точки зрения грех, и довольно серьезный."
И вот сейчас мы плавно перейдем к неуместной в "Хоббите" эпичности:)
На самом деле, Джексона можно понять. Он снимал то, что будет востребовано у современной аудитории, и что будет интересно не только детям и толкинистам, но и среднестатистическому зрителю. И последний, полагаю, куда лучше воспримет эпику. чем легкую детскую сказку (пусть и с совсем недетским смыслом).
Раз уж он стал расширять границы, и брать вставки из различных приложений, которые по стилю ближе к ВК, то нужно было приводить к одному знаменателю в плане стилистики.
Другое дело, насколько органично и хронологически верно вписываются эти самые "вкрапления" из других источников.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fravento
2013-01-24 07:00 pm (UTC)
Неожиданный натиск скепсиса.
Никто не говорит, что Джексону нет понимания и прощения. Он вообще молодец - подбирая вставки извне, ограничился галлюциногенными грибами в рационе Рагадаста. А мог бы и "Черную жемчужину" привести в Серые Гавани. Постмодерн такой постмодерн, знаете.
Я, конечно же, рассуждаю именно с точки зрения логики, хронологии и органичности, а не успешности восприятия целевой аудиторией.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: julia_monday
2013-01-24 01:58 pm (UTC)
"Золотые" и цены на пони упоминаются в сценах в Бри. Есть и названия гондорских монет (в каких-то черновиках, сейчас не вспомню где, но они точно есть). В Гондолине из Лостов есть рынок. Арагорн говорит про цену митрильной кольчуги.

Секс упоминается, хотя и намеками. Например, Унголианта и Шелоб "спаривались" со своими потомками. В "Законах и обычаях эльдар" при описании свадьбы эльфов говорится, что акт физической любви окончательно скрепляет брак, говорится и про похоть (которой эльфы подвержены мало).А в "Детях Хурина" есть намеки на попытку изнасилования.

Корысть и алчность описаны: у Феанора, гномов, Смауга, Саквиль-Бэггинсов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: julia_monday
2013-01-24 02:08 pm (UTC)
Я с Вами в общем-то согласна, только, имхо, надо было немножко по-другому написать. Не "нет секса и денег", а нет привязки всех целей в жизни героев только к сексу и деньгам.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ronya
2013-01-24 04:44 pm (UTC)
Во-первых, во "Властелине колец" покупали пони, а во-вторых, откуда вы знаете, что в кошельке с выигрышем у Гендальфа? Никто не говорил, что там монеты:)
Вообще пост непонятный, вы уж извините. С деньгами уже разобрались, пассаж про секс вовсе оставил в недоумении - где в фильмах Джексона секс-то??

Корысть, мне думается, будет ярко показана в продолжениях "Хоббита", ибо она является важной частью сюжета и особенно развязки книги.

" персонаж в любом случае знает, что хорошо и что плохо – и никаких экзистенциальных терзаний"

Ага, конечно. Особенно нолдор, задетые клятвой Феанора знали прям наверняка. Да и Боромир тоже. Вы через строчку что ли книжки читали?)))

Edited at 2013-01-24 04:49 pm (UTC)
(Reply) (Thread)